Методика широко применяется в разных странах с целью оценивания привязанности детей к матери (отцу), а точнее говоря, для оценки того, как дети воспринимают надежность своих взаимоотношений с родителями, насколько защищенными они чувствуют себя в контексте этих взаимоотношений. Шкала (опросник) предназначена для детей и подростков в возрасте от 8 до 12 лет и состоит из 15 утверждений, которые по содержанию несколько условно можно разделить на три блока:
1) утверждения, показывающие, насколько отзывчивым и реально доступным воспринимается родитель, например, уверен ли ребенок, что в нужный момент может обратиться к нему и получить необходимую помощь;
2) утверждения, показывающие, в какой мере в ситуациях стресса, неприятностей или огорчений ребенок склонен искать поддержку у родителя;
3) утверждения, показывающие стремление ребенка к открытому и доверительному общению с родителем, например, желание поделиться своими чувствами или мыслями.
Шкала содержит 15 парных утверждений, в каждом из которых один из ответов ребенок должен выбрать как верный, т.е. походящий для него.
После первого выбора проводится уточнение его индивидуального смысла для ребенка: его спрашивают, насколько точно ему подходит выбранный ответ – очень или не вполне, всегда ли он для него правилен или только иногда, в некоторых ситуациях. Таким образом, от ребенка не требуется прямо отвечать на такие «тяжелые» и требующие большой степени откровенности и самораскрытия вопросы, как, например, доверяет ли он своей матери и в какой степени, рассчитывает на помощь и поддержку или нет. Проективная форма высказывания детей на эти темы обладает существенными преимуществами, поскольку фактический устраняет возможность ухода от ответа, а также резко снижает давление фактора социальной желательности.
Как правило, дети весьма охотно и без напряжения работают с опросником. Их ответы фиксируются в специальном протоколе. В целом, процедура носит характер полустандартизированной беседы, допускающей поясняющие высказывания со стороны ребенка, и занимает в среднем от до 20 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, в частности склонности к спонтанным комментариям, которые обычно служат ценным качественным дополнением к количественным показателям методики и обязательно отмечаются в протоколе.
По каждому пункту опросника начисляется оценка от 1 до 4 баллов в зависимости оттого, какую степень психологической защищенности и близости к родителю обнаруживает ребенок. Максимально благоприятный ответ оценивается 4 баллами, максимально неблагоприятный – 1 баллом, промежуточные ответы – 3 и 2 баллами соответственно. Полученные баллы суммируются, а в качестве итогового показателя для каждого ребенка подсчитывается среднее арифметическое значение, которое можно назвать показателем(индексом) степени надежности привязанности. Индекс надежности привязанности может варьироваться от 1 до 4.
Можно выделить три категории надежности привязанности ребенка к матери:
1) ненадежная привязанность: наиболее проблемная часть выборки детей, (показатель по Шкале К. Кернс ниже 2,7);
2) промежуточная категория, или условно надежная привязанность (показатель по Шкале К. Кернс располагается в диапазоне от 2,7 до 3,5);
3) высоконадежная привязанность: наиболее благополучная часть выборки детей, у которых показатель по Шкале К. Кернс выше 3,5.
Специально подчеркнем принципиальное ограничение, присущее данной методике: она реализует количественный, а не качественный аспект оценивания привязанности, т.е.позволяет оценить степень ее надежности, но не дифференцирует ее типы, поэтому на основе Шкалы К. Кернс нельзя разграничить такие разные по своему психологическому содержанию типы ненадежной привязанности детей — избегающую, амбивалентную и дезорганизованную.
Более подробно в файле: