Детство — это период жизни человека, в процессе которого ему необходимо адаптироваться в мире, научиться понимать себя и других, ставить цели и принимать решения, выявить свои ресурсы, чтобы максимально реализовать их в последующей жизни.
Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных учреждений.
Опыт работы специалистов нашего центра показывает, что дети и подростки нуждаются в психологической помощи ничуть не меньше, чем взрослые.
А в последнее время, консультирование и психотерапия детей и подростков находится на пике частоты обращений.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
Поведенческое расстройство
Оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение)
Состояние чрезвычайной тревожности
Страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких)
Депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы)
Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, — например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком. В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрицательные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.
Оказание психологической помощи (в частности психотерапия и консультирование) детям имеет свою специфику, в значительной мере отличается от консультирования и психотерапии взрослых.
Взрослый человек посещает психотерапевта осознанно, приходит к психологу сам, сознательно или не очень, формулируя свой запрос. Он осознанно выбирает психолога, осознанно говорит и сознательно открывается, а также отчаянно бессознательно сопротивляется.
Фундаментальные цели (те, которые ставят специалисты перед всеми детьми, приходящими на прием);
Свои собственные профессиональные цели;
Цель, которую поставили перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком;
Цель самого ребенка.
Дети не осознают свои проблемы, склонны не придавать значение существующим проблемам, скрывают или не придают значение тем или иным симптомам. Ребенка приводят родители, часто со словами: “просто поиграть”.
Он не выбирает психолога, он не просит о помощи сознательно, лишь его поведение или тело сигнализирует о том, что она ему необходима. Он не открывается налево и направо, “потому что надо”. Он “просто” играет, отыгрывает травмирующие ситуации, проживает не прожитое, приобретает новый опыт, учится строить новые взаимоотношения.
А детские психологические защиты – та еще штука. Их нет смысла осознавать, их нельзя обходить – это может вызвать повторную травматизацию, можно лишь играть там, где они позволяют и в то, во что позволяют, тем самым не разрушая безопасность и давая психике время подготовиться и накопить достаточное количество ресурса для продвижения вперед.
Ребенку не нужно погружаться в свои “овраги и буераки, осознавая, что с ним происходит”, ему достаточно нарисовать их, построить из песка или выложить на полу из подушек и одеял, отправиться в несуществующую, но такую реальную и такую знакомую страну, бояться, падать, спотыкаться и прятаться, отыскивать безопасное место, учиться самому создавать его, потом встретить доброго помощника и получить волшебные дары, открыв в себе новые силы. А кто-то с воображаемой, а может и вполне осязаемой, саблей в руке, громко крича и искренне ненавидя, бьется с оборотнем или кровожадным драконом. И побеждает. Обязательно побеждает. В этой игре – вся жизнь. Эта игра также реальна, как само существование. И ребенку важно в ней быть не одному.
Поэтому психолог – и злой дракон, нападающий и побеждаемый, и добрый волшебник, помогающий советом или вручающим заговоренный клинок, а может волшебный эликсир, и друг и товарищ, с которым можно биться плечом к плечу, а может быть тот, кто вытащит с поля боя. В этой игре психологу важно самому тонко чувствовать, уметь проживать, быть способным играть. А если нет, то на самом деле, идти по заколдованному лесу проще, когда знаешь, что за тобой кто-то приглядывает, что кто-то поддерживает и всегда на твоей стороне, кто-то, кто позволит тебе самому выбрать путь, допустить свои ошибки, самому найти выход из них и самому пройдя испытания, выйти из них победителем.
- Создание доверительных отношений и эмоциональной связи с ребенком особенно важно для терапии, так как, по сути, является единственной основой для психотерапии.
- Важным этапом детской психотерапии является создание терапевтического альянса с родителями ребенка, являющимися теми лицами, которые обеспечивают продолжение терапевтической работы с ребенком, а также поддерживают терапию в целом вне сеанса.
- Детская психотерапия ведется иными, по сравнению со взрослой психотерапией, методами и средствами. Методы и средства детской психотерапии должны быть адекватны возрасту ребенка. К ним могут относиться игровые методы, рисование, рассказывание историй и т.п.
- Учет контекста, которому следует уделять особенное внимание, так как ребенок крайне зависим от окружения, в том числе эмоционально.
- В детской психотерапии важным является учет процесса развития ребенка, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и их соответствие нормативам развития. Законы развития ребенка обеспечивают понимание того, какой метод может быть выбран для работы с ребенком и в каком направлении необходимо двигаться, какие из сфер развития являются в настоящее время наиболее чувствительными для воздействия. Следует также понимать, что оценка степени тяжести проблем часто зависит от возраста, в котором данные проблемы проявляются.
- Необходимо помнить, что у ребенка иная, по сравнению со взрослым, временная перспектива, что не позволяет ребенку воспринимать отдаленное будущее.
- Детская психотерапия всегда является «расширенной» по сравнению со взрослым и всегда включает в себя некоторую психолого-педагогическую часть (например, в качестве личного примера терапевта), имеет некоторую коррекционно-развивающую составляющую в отношении отдельных психических функций или личности в целом.
- Детская психотерапия всегда носит более интегративный характер и использует техники и методики из разных направлений психотерапии.
- Детская психотерапия – это всегда работа с учетом перспективы развития, но ближайшего развития, которое будет вскоре.
- Детская психотерапия – это, как правило, работа «здесь и теперь».
Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия. Консультанту (психологу) также надо мотивировать ребенка/подростка, поддерживать его интерес и побуждать оставаться в рамках определенной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не располагаем достаточным количеством времени.
Есть несколько особенностей процесса консультирования детей и подростков:
Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые.
Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.
Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.
Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного решения проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.
Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми.
Предлагая ребенку рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.
К наиболее значимым аспектам консультирования можно отнести взаимоотношения между консультантом и ребенком, физическая обстановка, соблюдение расписания, предсказуемые условия, четкие правила взаимодействия и др.
И основная цель консультирования детей и подростков — создание условий для формирования качеств нормальной адаптивности. Взрослые строят жизненное пространство для себя и своих детей по своему, взрослому усмотрению. Желая счастья ребенку, они выбирают для него коляску, кроватку, игрушки, «приличное образование», друзей и др. Предполагается, что действиями взрослых руководят любовь, жизненный опыт и здравый смысл, однако зачастую взрослые, сами того не желая, создают стрессовые ситуации для ребенка. Большое количество запретов или вседозволенность, авторитарное руководство действиями ребенка или попустительский стиль воспитания, гиперопека или жесткие наказания — все это может стать причиной стресса, испытанием адаптивности ребенка, как и начало посещения детского сада, учеба в школе, рождение брата или сестры, переезд в другой район или город, развод родителей и многое другое.
Консультирование — это иногда просто разговор с ребенком, но разговор, который помогает ему осознать его проблемы и улучшить качество жизни. К сожалению, тенденцией современного мира является, по мнению специалистов, отсутствие не только совместной полезной деятельности в семье, но и дефицит общения. Цель общения консультанта и ребенка — создать такие условия, которые помогут ребенку осознать проблему и найти собственные ресурсы для ее решения.
Далеко не все существующие методы работы психотерапевта можно применять при работе с детьми, а некоторые методы используются лишь в своей модификации, адаптированной к психологическим особенностям детей. Психологические особенности личности подростка также накладывают ограничения на применение методов, традиционных при работе со взрослыми клиентами.
Однако сходные по форме методы могут базироваться на различных теориях личности (психодинамические теории, гештальт-терапия, поведенческая терапия, и т.п.), а также заимствовать из направлений психотерапии отдельные психотерапевтические средства (психодрама, гештальт-техники), существуют коррекционные методы, используемые преимущественно в детском возрасте, т. е. методы работы с детьми и подростками можно отнести к интегративной психотерапии.
- Как правило, дети редко приходят сами на консультацию к психологу. Гораздо чаще их приводят, присылают взрослые — родители, учителя, воспитатели, опекуны и т. д. Поэтому у них зачастую отсутствует мотивация общения со специалистом.
- По мнению Венгера, непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Психологу в процессе консультирования приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента.
- Возрастная дистанция между клиентом-ребенком и консультантом может усилить неравенство позиций собеседников. Й. Шванцара рекомендует психологу занимать позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:
- создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- дать ребенку почувствовать атмосферу благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;
- не осуждать и не оправдывать позиции ребенка, понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.
- Дети, как правило, особенно остро чувствуют фальшь, неискренность. Поэтому так важно создать особое терапевтическое пространство, доверительные отношения.
- Ограниченные способности детей к самонаблюдению диктуют необходимость правильной, т. е. посильной для понимания и способствующей нахождению ответа формулировка вопросов помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.
- Дети и взрослые стоят на разных уровнях развития и имеют разные возрастные задачи. Речь детей, их познавательные способности, эмоциональное выражение и восприятие еще недостаточно развиты. Поэтому психолог должен обладать особой чувствительностью, умением видеть и слышать.
- Детям (особенно маленьким детям и детям с особенностями развития) не всегда доступен вербальный язык консультанта- взрослого. Поэтому к языку психолога, к его способности к выражению мыслей и чувств с помощью невербальных средств общения предъявляются особые требования.
- Для партнерского общения с детьми и подростками психолог-консультант должен знать особенности детской и подростковой субкультуры (особенности мировоззрения, игры, литературные и телегерои, игрушки, особенности языка и др.).
- Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.
- Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.