Кризис трех лет известен не только в психологической среде, но и знаком практически каждым маме и папе. Трехлетний малыш зачастую бурно проживает этот непростой для него этап, а вместе с ним с различными сложностями воспитания и взаимодействия сталкиваются родители ребёнка. Кризис трёх лет, как правило, сопровождается очень выраженными поведенческими реакциями, которые и становятся основной проблемой многих родителей. Возрастание активности и самостоятельности, требуют от взрослых соответствующей перестройки. В случае если новая система взаимоотношений, по какой-либо причине, не складывается, инициатива ребёнка не поощряется, а самостоятельность постоянно ограничивается (в грубой форме, не дается никакой альтернативы выбора), то малыш начинает демонстрировать кризисное поведение.
Когда дети приближаются к кризису, с ними происходят качественные изменения, которые затрагивают почти все сферы жизни. Кризис 3х лет – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, обретение малышом своего “Я”.
Л.С.Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса: упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность, обесценивание.
Все эти проявления говорят о том, что у малыша происходят изменения в системе отношений с другими и с самим собой. Происходит процесс психологического отделения ребёнка от взрослого. Как правило, родители, чьи дети демонстрируют выше перечисленные характеристики, испытывают раздражение и желание как можно быстрее поставить ребёнка “на место” и прекратить его капризы. Но если мы обратим своё внимание на поведение взрослого в таких ситуациях, то оно по своему проявлению ничем не отличается от детского: желание настоять на своём, упрямство, полное ощущение своей правоты. Когда конфликтную ситуацию пытаются урегулировать силой, всем очевидно, что победит сильнейший, но какую цену придется заплатить взрослому за такую победу.
Существует и противоположная стратегия поведения, когда ребёнку разрешают всё в обмен на покой, тишину, любовь. Существует ли решение этой довольно сложной задачи, стоящей перед родителями? Да, но для этого необходимо обратиться к характеристикам, которыми не могут обладать трехлетние дети: используйте свою возможность взглянуть на ситуацию со стороны, обратитесь к вариативности мышления, навыками эмоциональной саморегуляции. А также:
– прислушивайтесь к своему ребёнку;
– будьте внимательны к желаниями и потребностями своего малыша;
– разговаривайте со своим ребёнком, интересуйтесь, как прошел его день, что он узнал, чем занимался, что кушал;
– пробуйте выстраивать своё взаимодействие в позиции на равных;
– позвольте ребёнку самостоятельно совершать маленькие выборы (что надеть, что покушать, какую книжку почитать);
– интересуйтесь его мнением;
– помогите своему малышу проживать эмоции, озвучивайте ему его эмоциональные состояния, переживания и чувства;
– не позволение делать того, что действительно нельзя;
– ориентируйтесь в выборе стратегии поведения относительно особенностей вашего ребёнка.
Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста).