95023

Поговорим о способностях наших детей?


От автора: Всем нам хочется знать все о своих способностях и способностях своих детей, и не только знать, а измерять их и применять точно по назначению…

– Разина Наталья Викторовна

Итак, многими специалистами, изучающими эту тему, разговоры о способностях считаются опасными и рискованными. Всем нам хочется знать все о своих способностях и способностях своих детей, и не только знать, а измерять их и применять точно по назначению…

Немного теории нам не помешает, чтобы одинаково понимать предмет нашего разговора.

Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, имеющие непосредственное отношение к успешности человека в той или иной деятельности. С появлением малыша на свет, невозможно сразу определить, какие способности в нем заложены, что конкретно необходимо развивать. Врождёнными могут быть задатки, выражающиеся в генетике, определенном строении головного мозга, особенностях работы нервной системы, моторных функциях, сенсорных системах организма,- все это является естественной базой развития способностей малыша. Задатки находят свое выражение в определенных склонностях, которые в свою очередь рассматриваются, как первые индикаторы способностей. Склонность может выражаться в тяге ребенка к конкретной деятельности (пению, спорту, конструированию). Таким образом, в способностях сбалансирован вклад природного и приобретенного материала.

Как же идёт развитие способностей? Проявление способностей ребенка возможно в процессе деятельности в том случае, если ее сложность оптимальна возможностям ребенка, в таком случае она будет вести за собой развитие его способностей. Именно об этом писал Л.С. Выготский в концепции развивающего обучения, называя описанный процесс зоной ближайшего развития. Когда ребенку предлагают деятельность слишком простую, ни о каком развитии способностей речи быть не может, поддерживается только то, что ребенок итак умеет делать. Когда деятельность непосильна для возможностей ребенка, то она просто невыполнима для него и не может привести к формированию новых умений и навыков.

Что же может сделать родитель, чтобы создать для ребенка возможность такой деятельности, спросите вы?

Вы можете создать вокруг ребенка волшебный мир возможностей! Помните в рассказах о Гарри Поттере в школе колдовства Хогвардс была Волшебная Шляпа, которая распределяла учеников, основываясь на их индивидуальных особенностях, а главное она никогда не ошибалась с выбором!

К сожалению, такое возможно только в стране волшебства и магии. А в реальной жизни родители могут аккуратно, нежно из лучших побуждений помочь ребенку с выбором интересов. Быть терпеливыми на пути проб и ошибок, ведь очень трудно найти свой путь, свое дело, это требует больших усилий и временных затрат. На этом пути от родителя требуется максимальное терпение, внимание, а самое важное – это желания понять и почувствовать своего ребенка. Ваш нелегкий труд обязательно будет вознагражден появлением еще одного не просто талантливого человека, но и  счастливого, что очень важно для любого родителя.

А каких ошибок стоит избегать, возникнет вопрос у трепетного родителя?
Многие родители, видя задатки у своего ребенка, принимают это как должное. Такие дети развиваются сами по себе, без поддержки и сопровождения взрослого, что отрицательно сказывается на эмоциональной сфере ребенка и его развитии в общем, такое отношение просто убивает творческий потенциал ребенка. Такие дети, как по волшебству, превращаются в дяденек и тетенек, которые в середине жизни осознают, что так и не знают, кем хотят стать, когда вырастут, в чем их цели в жизни, какое их призвание. Скорее всего, в детстве у них было что-то, что привлекало и захватывало их внимание, дело, в которое они погружались с головой. Но родители не захотели найти время разглядеть, не смогли финансово поддержать увлечение ребенка, не смогли просто поддержать его хрупкое еще детское увлечение, которое так и не стало взрослой деятельностью, приносящей и радость и доход.

Распространенной ошибкой родителей является направление развития ребенка по принципу – я так сам хотел заниматься чем-то (танцевать, плавать, боксировать, играть на музыкальном инструменте и т.д.), но у меня такой возможности не было. Но с тобой такого не будет! Я дам тебе то, чего тебе и не нужно, чего ты и не просишь. Бывают и соревнования между родителями: раз у «них» ребенок занимается, то и мой должен научиться тому же.

Бывает, что родитель выбирает для ребенка не просто увлечение, а всю его жизнь. В итоге получается специалист, не любящий ни себя, ни свое дело. Будет ли он успешным? Сомневаюсь… Тогда к чему изначально ломать ребенку жизнь?

Чтобы развить и поддержать у малыша творческое начало, интерес к какой-то деятельности, создайте положительную психологическую среду для его занятий. Старайтесь сопровождать попытки и поиск ребенка словами поддержки, проявляйте интерес и уважение к увлечению ребенка. Может и вы найдете для себя что-то интересное и приятное в увлечении ребенка. Осторожно и неназойливо поощряйте увлечения ребенка, сочувствуйте ему, в ситуациях неудачи. Избегайте отрицательных оценок неуспехам ребенка в его творческом поиске своего дела!

Избегайте выражений: «Хорошо, но…

…могло быть и лучше!

…этого не достаточно!

…ты не приложил всех усилий, которые мог!

…это не твой уровень и т.д.!

Такие слова собьют с ног практически каждого ребенка.

Я уверена в том, что у каждого талантливого человека есть очень талантливый и чуткий родитель.

Очень важной задачей, стоящей перед родителями, является не только обнаружить способности, которые станут делом всей жизни, но и сформировать и поддержать в ребенке желание учиться. Для этого важно не возносить ребенка на пьедестал, а мягко направлять к дальнейшему развитию способностей. Когда родитель понимает, что за ребенок перед ним, он может оценить его слабые и сильные стороны. У ребенка есть характер, темперамент, особенности работы нервной системы и другие индивидуальные особенности. Чуткий родитель может направить силу ребенка в русло, которое будет компенсировать и подтягивать слабые места. Например, ребенок с темпераментом холерика будет нетерпелив, невнимателен, но будет проявлять настойчивость и работоспособность в деятельности. Так его творческие задатки и математические способности, лучше направить в сторону развития неординарного мышления. Такого ребенка можно вовлекать в конструирование и изобретательство, поиск оригинальных идей и нестандартных решений. Стоит уделить внимание развитию коммуникативных навыков ребенка, т.к. перед вами явный лидер.

Некоторые родители не могут определить, в каком направлении развития двигаться, какие способности развивать. В таком случае, может помочь профессиональная диагностика способностей. Пройти ее можно и в государственных учреждениях, и в частных психологических центрах. Такая процедура состоит из нескольких  последовательных этапов: сначала проходит консультативная встреча с родителями и ребенком, далее с малышом занимается специалист, проводит разностороннее тестирование, после анализируются результаты и разрабатывается индивидуальная траектория развития.

А можно постараться настроиться со своим ребенком на одну волну, попробовав не только увидеть, но и почувствовать, как родитель, что будет лучше для моего ребенка. Услышать свой внутренний голос, который как никто другой знает своего малыша, его особенности, характер.

К вопросу о том, когда же стоит начинать развивать способности, скажу, что приобщать ребенка к какой-то деятельности в малых лет допустимо, только когда сам ребенок испытывает в этом непреодолимую потребность!

Вы уже и сами поняли, что в развитии способностей ребенка, взрослый играет очень важную роль, поэтому именно он должен помочь ребенку в формировании правильной самооценки. Довольно часто одаренные мальчики и девочки подходят к решению задачи не так, как другие дети. К сожалению, далеко не все воспитатели и педагоги готовы работать с проявлением неординарности в поведении и обучении. Отсутствие индивидуального подхода и поддержки со стороны педагогических работников может растоптать хрупкую самооценку ребенка, и даже тормозить развитие способностей. Только опора и вера в успех смогут направлять развитие в нужном русле. К тому же, именно взрослый (тренер, родитель, наставник, кумир) может сформировать в ребенке главный элемент развития его таланта – мотивацию!

И в заключении хочу дать ещё несколько рекомендаций родителям:

  • Проявите терпение к непонятным для вас идеям ребенка. Попробуйте для начала разобраться, откуда родилась такая идея, возможно, это поможет вам понять ее смысл, найти рациональное зерно.
  • Позвольте ребенку быть одному и заниматься тем, что он хочет. Ваша постоянная опека может негативно влиять на развитие способностей, навязывая постоянно свою помощь, вы можете нарушать личностные границы ребенка.
  • Отражайте ребенку свои чувства. Когда ребенок уверен, что родители любят и уважают его, развитие идет быстрее. Такие дети испытывают меньше трудностей на пути саморазвития и выбора своего призвания. Большая часть известных в истории талантливых людей имели любящих и принимающих родители.
  • Не забывайте о себе, иметь перед собой пример талантливой личности в лице своего родителя, прекрасный стимул для развития ребенка. Творите! Развивайтесь вместе со своим ребенком! Придумывайте кулинарные шедевры, пойте, танцуйте, сочиняйте. Если у вас будет внутреннее разрешение на самовыражение, вы охотнее примите любые увлечения вашего ребенка.
  • Развивайте у ребенка не только ум, но и интуицию! Стимулируйте ребенка прислушиваться к внутренним ощущениям при познании окружающего мира. Спрашивайте у дочки или сыночка чаще: «Что ты чувствуешь?». Многие грандиозные идеи и открытия приходят именно интуитивно, через озарение и вдохновение.
  • У ребенка должна быть возможность прекратить дело, которое ему уже не в радость. Но сначала разберитесь в ситуации, возможно, ребенку просто нужен временный отдых или же это оказалось не дело его жизни.
  • Не бойтесь смены деятельности, именно в перебирании кружков и секций ребенок может найти свое истинное призвание.
  • Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби. Помогайте в организации и планировании занятости ребенка, но не переходите к тотальному контролю.
  • Окружите дома малыша атмосферой творчества и любви. Это придаст ему силы, сможет помочь справиться с ситуациями непринятия и порицания со стороны общества, если такое произойдет. Дайте ребенку пространство для реализации его творческой энергии, противном случае она может принять негативный характер.
  • Обязательно научите ребенка проживать и справляться с отрицательными эмоциями, покажите ему мир наполненный красотой и безграничными возможностями.

Родители, Вы – те самые Волшебные Шляпы для своих детей, у вас есть огромная супер-сила – родительская любовь, которая лучше любой магии может подсказать, какой выбор будет лучшим для вашего Волшебника!

Обсуждение закрыто.