upl_1504531873_139807

Как трудно быть ребёнком

Не для каждого родителя выход в свет его чада является счастливым событием. Все дети разные: послушные и не очень, спокойные и активные, простые и трудные.

А что же значит “трудный ребёнок”?

Зачастую впервые родители слышат этот вердикт, когда идут именно в школу. Ребёнок, который не вписывается в рамки представлений о том, как должны вести себя дети в социуме, автоматически переходит в категорию «трудных».

Я задала очень простой вопрос в интернете на otvet.mail.ru: «Кто такой трудный ребёнок?». И получила несколько ответов:

– не поддается перевоспитанию;

– имеет ярко выраженные лидерские качества, не вписывается в рамки;

– ребёнок, с которым взрослый не может найти контакт.

Вот такие представления о том, кто же такой «трудный ребёнок» высказывают родители. Дочка, которая по каким-то причинам не принимает новые правила так, как хочется взрослому. Будущий лидер, который своим личным мнением и активностью утомляет родителей. Или сыночек, с которым взрослому тяжело общаться.

Анализируя литературу, приходишь к пониманию, что единого ответа на вопрос, кто же такие трудные дети, нет. Каждый вкладывает свой смысл: научные публикации дают отсылку к одаренности, педагоги так называют гиперактивных, неуправляемых детей, а родители склонны причислять к категории «трудных» практически каждого ребёнка, с которым им нелегко. Когда даже для собственного родителя  ребёнок становится не понятным, не соответствующим ожиданиям, чего остается ждать от его поведения и отношения с миром в целом?

В практике психолога, к сожалению, не часто встречаются родители, проявляющие мудрость и терпение со своими детьми, которые не соответствуют привычным представлениям о послушных детях. Вместо помощи трудные дети получают критику и наказания, хотя именно в силах родителей оказать своему ребёнку такую поддержку, которая позволит из аутсайдера стать успешным человеком.

В категорию трудных очень часто попадают еще и дети, которые особенно чувствительны и ранимы. Они тяжело переживают жизненные трудности и нагрузки, быстрее и ярче реагируют на невзгоды, что, безусловно, отражается на их поведении. Такие детки остро чувствуют и атмосферу, царящую в семье, и эмоции родителей, даже если они их искусно скрывают. Но ребёнок не знает, что сделать со своими эмоциями и переживаниями, как справиться с бурей, которая набирает силу внутри.

В лучшем случае, родители этих детей оказываются в кабинете психолога, но для кого-то ярлык «трудного ребёнка» становится хорошим прикрытием, чтобы игнорировать потребности и особенности сына или дочери.

Будучи взрослыми, мы часто подчеркиваем свою индивидуальность, свои особенные черты, так попробуйте посмотреть на поведение своего ребёнка с такого же ракурса. Допустите, что у вашего ребёнка нет «хорошего» и «плохого» характера, а он у него просто есть, он уникален и иногда требует гибкости и понимания с вашей стороны. Некоторые дети не требуют особенных усилий со стороны родительского воспитания, но есть и те, чьи потребности выше. И главной задачей родителя должно быть не перевоспитание, а помощь в том, чтобы ребёнок смог адаптироваться к жизни.

Вам кажется, что ваш ребёнок строптив, всё делает вам назло и поперек вашим требованиям, но, может, это будущий лидер, которых согласно исследованиям не так-то и много. Может, не надо так усердно стараться подчинить его общим правилам, а направить свое усердие в направлении интересов ребёнка. Многие родители придерживаются убеждения о том, что с таким детьми надо быть ещё строже и требовательнее, но используя подобную тактику, поверьте, эту войну не выиграть.

Трудные дети, какой бы  смысл не вкладывался в это понятие, нуждаются в вашей любви, терпении, физической и эмоциональной вовлеченности, внимании, заботе и вашей зрелости.

Такие дети требуют больше усилий со стороны родителей, поэтому бывает так трудно, но если вы найдете в себе ресурсы поддержать своего ребёнка, то результат оправдает ваши нелегкие труды.

Проявление вашей зрелой позиции не должно выражаться в физических наказаниях, бесконечных запретах и манипуляциях. Вашем преимуществом может стать сознательность и последовательность действий. Процесс воспитания в данном случае должен быть хорошо выстроен родителями, и в первую очередь, требует именно от них высокого уровня организации. Чтобы правила начали работать, потребуется колоссальное терпение, но когда вы увидите, что протестов стало меньше, а ребёнок  менее эмоционально воспринимает ваши просьбы, то ваша жизнь станет чуточку легче, а ваш трудный ребёнок, окажется не таким уж и трудным для вас.

Вот какую помощь Вы можете оказать своему ребёнку:

– Установите понятные для вас и вашего ребёнка границы и правила (система запретов и разрешений). И придерживайтесь их!

– Постарайтесь поддерживать безопасную среду окружения для вашего ребёнка, чтобы мир вокруг был для него понятен и стабилен, начните с себя. Будьте последовательны в своих поступках, обещаниях, в том, что вы разрешаете и за что наказываете.

– Больше разговаривайте с ребёнком. Старайтесь совместно приходить к решению проблемно или конфликтной ситуации.

– Уделяйте внимание вашему ребёнку. Даже если у вас очень плотный график, выделите время, когда вы только с ребёнком, это может стать вашим ритуалом (например: пить вечером теплое молоко пока вы читаете сказку, которую он выбрал за день, или сочиняете историю вместе).

– Хвалите ребёнка за хорошее поведение.

– Ваши требования к ребёнку должны быть адекватны, соответствовать его возрасту и уровню развития.

– Прежде, чем призывать ребёнка к успокоению, попробуйте сами прийти в состояние равновесия, вы можете эмоционально поддерживать возбужденное состояние вашего чада.

– Не кричите, говорите спокойно, обратите внимание на свой тон, вы бы хотели, чтобы с вами говорили таким образом?

– Говорите с ребёнком на доступном, понятном ему языке, уточняйте, понимает ли он вас, так как вы это хотели донести.

– Чтобы вам было легче с ребёнком, а ему в этом мире, учите его задавать вопросы, в самых разных ситуациях. Например: «Мама это у меня характер такой, или ты меня так воспитала?» (может, стоит иногда задавать такие вопросы и самим себе).

– Поощряйте самостоятельность ребёнка, ведь это первые шаги на пути ответственности за  свои поступки.

Обсуждение закрыто.